Число π краткий очерк питерской винной жизни

Дмитрий Волога

16 мая 2019

После мартовских чемпионатов сомелье по традиции у нас актуализируется тема о питерском винном сообществе профи, чья особенная усидчивость в постижении знаний хорошо известна. О локомотивах культуры вина в Северной столице рассуждает Дмитрий Волога.

Ресторанная жизнь и винная тусовка двух столиц — действующей и бывшей — наводит на мысли о цивилизационном разрыве античного масштаба. Сегодняшние Петербург и Москва соотносятся друг с другом, как античные Греция с Римом. В первой рождалась культура, идеи, а во втором всё это находило материальное воплощение и экономическую целесообразность. В первой было желание, во втором деньги. Ситуация вполне современная нам с вами, и понятная каждому, кто хоть раз в жизни связывал обе столицы прочной нитью «Сапсана».

Москва рациональна, Петербург — нет. Иррациональность сквозит из всех щелей, выглядывая числом π отовсюду.

«В Питере пить!» — самый очевидный тому пример. Вино здесь стремительно возвращает дионисийскую свою сущность, интерес к теме растёт как на дрожжах. Сарафанное радио и заразительность дурного примера делают своё дело. Молодёжь — новые пьющие, а люди постарше при помощи вина молодятся. И часто как на греческом пиру — только бы пить вино и не сдаваться, что прекрасно само по себе, в этом чувствуется романтический порыв. Купить бутылку хорошего вина на последние — хороший тон, как в театр сходить (забронировав столик в антракте с бутылкой шампанского!). В ресторанах качественные фильтры работают не всегда (с обеих сторон), поэтому нередки ситуации, когда вино ещё не закончилось, а осадочек уже остался. В целом же наблюдается такая тенденция: люди, которые в прошлом году охотно соглашались на грязные эксперименты (с вином), сегодня скромно намекают на что-нибудь фундаментальное, традиционное. Неофитам всё неаккуратное кажется откровением, профессионалы со стажем поглядывают в сторону отшлифованной чьим-то талантом классики. Пушкинская-10, конечно, хорошо и почти наше всё, но малые голландцы и северный модерн напитывают значительно сильнее, да и двигают дальше, поэтому толковое бордо с бургундией по-прежнему в цене у состоятельных винолюбов и уверенно тащат за собой взрослеющую молодёжь: Bourgogne passe-tout-grains и прочие малые аппелласьоны Бургундии набирают популярность у студентов.

На винные рельсы сворачивают решительно все: владельцы бельгийских брассерий и бутиковые отельеры новой волны, увлечённые пивом и очарованные раменом, а также бистро, пожелавшие эволюционировать до полноценного ресторана. Многое происходит с подачи доверенных лиц из мира вина. Сомель­е — нить Ариадны в пещере сервиса и гостеприимства. Решение принимается не всегда в пользу гостя: рестораторы сегодня — колонизаторы вкуса, и каждый стремится не просто удивить, но переубедить и научить.

Если описывать вклад местного населения в развитие индустрии, то правило Парето работает следующим образом: 20% — винные снобы, 80% — люди, позволяющие ресторанам выживать за счёт регулярного и объёмного интереса. Для них вино — это общение, это особая форма демократии, которой так приятно упиваться. Элитарное здесь — для сомель­е. Демократичное — для прожигателей жизни.

Сегодня, однако, Рим частично возвращается в провинцию у моря. В ближайшем будущем на Петроградской стороне начнёт осваиваться Верховный суд, а вместе с ним и культурное пространство города, неотъемлемой частью которого сегодня выступает триада «ресторан-повар-сомелье». Газпромовский Лахта-центр» выбрал братьев Березуцких для запуска панорамного ресторана в отовсюду видной башне. Изменения ожидаются и в самом фешенебельном районе города — на Крестовском острове. Москва рекрутирует кадры для Петербурга. Посмотрим, сможет ли столичный размах удержаться на зыбких болотах Невы. Пару лет назад наблюдался отток профессионалов нарзанника и декантера из Петербурга в Москву, и кто знает, может быть, мы станем свидетелями возвращения блудных сынов на малую родину — ведь новая волна сомелье, самостоятельных и уверенных в себе, только-только зарождается.

Marc Кreydenweiss Kritt 2016 Забудьте всё, что вы знали о пино блан! Крейденвайс в очередной раз переосмыслил давно знакомые идеи. Это чистый, наэлектризованный стиль в огранке отдельного виноградника

  • Дмитрий Волога

  • 16 May 2019

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari