Реальность в ощущениях

Артур Саркисян

4 апреля 2019

В конце октября Минпромторг и Роскачество объявили о новом проекте «Винный гид России». За этим объявлением стоит почти год переговоров о принципах подготовки проекта, работы над регламентами и списками вин для исследования — бренд-листами. Роскачество впервые в своей истории проводит исследование в партнёрстве с винным сообществом — Союзом сомелье и экспертов России.

Когда меня спрашивают «зачем», я искренне удивляюсь. Можно сколько угодно рассуждать о тенденциях в отдельных кло и смене стиля в знаменитых шато. Но всем этим уважаемым европейским людям и аппелласьонам от мнения российских экспертов почти любого уровня ни горячо ни холодно.

А вот при системной и грамотной работе с российским вином у нас есть реальный шанс изменить ситуацию, повлиять на развитие виноделен, формирование стиля целых регионов, становление которых сейчас происходит. Сейчас, когда на винный рынок, наконец, обратило внимание государство, есть уникальный шанс повлиять и на покупателя.

Роскачество — это огромный информационный ресурс с 30-миллионной аудиторией. Очень важно, что именно он будет транслировать про российское вино. И не менее важно, что Минпромторг будет опираться на результаты исследования при проведении акций в торговых сетях. Они будут проходить два раза в год, и уже первые «Дни российского вина» охватили 13 тысяч магазинов в 60 регионах России. Это масштаб, которого российский винный маркетинг пока не знал.

В начале обсуждения проекта для меня было принципиально, чтобы государство прислушалось к нашим рекомендациям и основой исследования Роскачества стала дегустация, а не лабораторные замеры «спирта-сахара», как это было в прошлом. И очень ценно, что проект поддержали лучшие специалисты в «слепой» оценке вина. В экспертную комиссию вошли мои близкие друзья: Алексей Сидоров, президент РАС, преподаватели WSET Маргарита Краснопольская, Василий Расков, Татьяна Селиванова, Дмитрий Мережко, эксперты и судьи международных конкурсов Денис Руденко, Александр Сидоров, лучшие сомелье России Сергей Аксеновский, Сергей Крылов, Павел Кравченко, Евгений Богданов и многие другие.

Но и этого нам мало. Это по-настоящему звёздное жюри мы помещаем в стерильные условия сенсорной лаборатории Федеральной службой аккредитации. Единственная лаборатория такого рода в России находится на Московском винно-коньячном заводе «КиН».

Мы уже несколько месяцев работаем в одной команде с генеральным директором «КиНа» Василием Гончаровым и коллективом лаборатории. За многолетнюю практику я ещё не видел такого математически точного подхода к проведению сенсорных исследований и получению о-бъективных данных в такой абсолютно субъективной сфере, как дегустационная оценка.

Курируя дегустационные конкурсы, я раз за разом сталкиваюсь с тем, что судьи мирового уровня очень по-разному подходят к оценке вин. Как сборные звёзд НХЛ редко показывают слаженную игру на хоккейной площадке, так и великие критики, виноделы и журналисты часто живут каждый в своём собственном пространстве оценок и критериев, и разбег в баллах за одно вино может измеряться десятками пунктов. Нам же нужна подтверждённая объективность результата, согласованная работа 24 экспертов в одной системе координат, где все одинаково понимают, что такое прозрачность и что такое интенсивность аромата вина. Иначе оценка не будет признана государством. И вместе с командой сенсорного центра мы добиваемся этой чёткости и согласованности работы жюри.

Каждый эксперт проходит процедуру подтверждения сенсорной чувствительности по стандартам OIV, все оценки обрабатываются программным комплексом с использованием сложных математических моделей и коэффициентов корреляции. Думаю, что это исследование способно изменить не только рынок российского вина, но и многое в самой практике проведения дегустаций и в винном образовании.

Для исследования были отобраны вина «из супермаркетов» в ценовой категории до 1000 рублей. Некоторые образцы, возможно, станут испытанием для рецепторов моих друзей, работающих с винами совершенно другого уровня. Но если не мы, то кто? Стоны о низком уровне потреблении вина в России стонами и останутся, если ничего не делать для развития покупателя. Рекламы вина у нас практически нет, и информационный ресурс государства — это возможность обратить внимание покупателя на вино вообще.

Важно, что в исследовании принимают участие только вина из российского винограда. Всю процедуру подтверждения происхождения вин я здесь описывать не буду, отмечу только, что к собственному шестилетнему опыту ежегодных визитов на винодельни мы добавили возможности, которые имеют только госорганы.

Сразу после объявления об исследовании активизировались звёзды, давно зацарапавшие своими лучами винный небосклон и его окрестности, разного рода диванные сомелье. Прозвучали «компетентные» мнения по поводу «непонятных экспертов» и «порошковых вин».

Не привыкать. На первую презентацию Гида «Российские вина» в 2013 году многие пришли посмотреть не столько на вино и книгу, сколько «на этого сумасшедшего». Время покажет, чьё ощущение реальности более актуально.  

  • Артур Саркисян

  • 04 April 2019

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari