Тренд

Вершины на востоке

Вершины на востоке

    записал: Анна Кукулина

Этим летом один из почтеннейших японских производителей виски, Nikka, серьёзно перетряхнул свою линейку и убрал часть позиций с указанием возраста на этикетке. Что привело не любящих перемен японцев к такому шагу?

Японский горец
История компании Nikka Whisky Distilling Co. Ltd началась около 100 лет назад. Именно тогда Масатака Такецуру, отпрыск древнего рода курамото (владельцев сакекурен), отправился в Шотландию, чтобы изучить процесс производства виски. После курса органической химии в университете Глазго он стажировался на разных вискикурнях, женился на шотландской девушке Рите и вернулся в Японию. Поработав на другую компанию, он решил основать собственную в соответствии со своими представлениями о том, как должна быть устроена вискикурня. Однако по японскому этикету сразу открывать конкурирующее предприятие означало бы оскорбить предыдущего нанимателя, а этого Такецуру делать совсем не хотел. Так его фирма получила название Dai Nihon Kaju Kabushiki Gaisha («Великая японская соковая компания») и производила поначалу в основном яблочный сок. Чуть позже Такецуру начал выпускать сидр и яблочный бренди, потихоньку приближаясь к своей мечте о чистом солодовом японском виски. Название Nikka (Nihon Kaju — японский сок) появилось только в 1950-х, когда Такецуру уже вовсю выпускал виски: только через двадцать лет после увольнения он счёл допустимым переместить любимый продукт на первый план из-за гор яблок.

Taketsuru Couple - Masataka and Rita.jpg
Храм виски
Идеальную вискикурню, впрочем, он построил гораздо раньше. Идеалы Такецуру базировались исключительно на шотландском опыте — оттуда он вынес глубокое убеждение, что дистиллерия должна стоять в горах, желательно в нежарком климате и рядом с собственным источником воды. Поэтому свою первую дистиллерию Yoichi он построил на северном острове Хоккайдо, чей климат стал известен миру после зимней Олимпиады-1972 в Саппоро. К сожалению, горы и снег не только делают пейзаж похожим на шотландский, они ещё и затрудняют логистику, поэтому Масатака Такецуру потребовалось семь лет, чтобы вывести свой продукт на рынок. Но как только первый релиз Nikka довезли с Хоккайдо до Токио и Осаки, дело пошло. После войны Такецуру построил ещё одну дистиллерию, Miyagikyo, в Сендай, тоже на севере, но всё-таки Хонсю, а не Хоккайдо. Если в Йоити Такецуру искал Шотландию, то Миягикё он решил превратить в родину «истинно японского виски». Здесь довольно влажно (хорошо для выдержки), есть огромный подземный источник чистой воды, а сама дистиллерия расположена в долине, сжатой двумя реками и горами. «Истинно японский виски» оказался очень нежным и деликатным, отчасти, разумеется, из-за  другой воды, отчасти из-за условий выдержки и особенностей перегонки. В Миягикё перевезли две колонны Коффи для дистилляции зернового, а впоследствии и солодового виски. Отец и сын Такецуру были убеждены, что колонны Коффи дают более сложные и ароматные спирты, чем современные ректификационные колонны. Всё это было составными частями dolce stilo nuovo японского виски. 

Chief Blender Tadashi Sakuma B&W.jpg
Когда основатель компании частично отошёл от дел, управление взял на себя его приёмный сын Такэси, по характеру полная противоположность отцу. Масатака был шумным, энергичным и говорливым, а Такэси пришёл в семейное дело сдержанным и застенчивым молодым человеком. Но он любил виски не меньше отца и выбрал себе занятие, подходящее для человека, склонного к сосредоточенным размышлениям — Такэси довольно скоро стал мастер-блендером Nikka. Именно он всегда настаивал на том, чтобы в компании сохранялись традиционные способы перегонки, которые даже в Шотландии сегодня почти не используются: аламбики обоих дистиллерий Nikka до сих пор греют углем, потому что только этот способ, по убеждению Такэси, даёт виски «уникальный аромат и тело». 

stan vadrna.jpg


За винтажами не занимать
Экспорт Nikka в последние годы растёт экспоненциально — с 1800 ящиков в 2006 году до 100 000 ящиков в 2014-м. В Японии продажи очередной раз взлетели совсем недавно, после показа телесериала, основанного на биографии Риты Такецуру. В результате Nikka, вместо того чтобы подсчитывать прибыль, пошла на беспрецедентные шаги, которые так потрясли виски-сообщество всего мира. Важность события можно оценить хотя бы по тому, что о нём сообщали в выпусках японских теленовостей. Все форумы бурлили от недоумения недавно народившегося клана фанатов японского виски.
А произошло следующее. Nikka перестаёт выпускать сингл молты Yoichi и Miyagikyo (10, 12, 20 и невинтажные). Глобальная перетряска рынков началась 1 сентября, когда в Японии и ещё нескольких странах вышли новые версии невинтажных Yoichi и Miyagikyo, которые немного отличаются по ароматике от предшественников.
Pure Malt White Label также прекратил своё существование, равно как бленды Tsuru 17, G&G и несколько локальных брендов, продававшихся только в Японии. All Malt остался только в бутылках по 700 мл, как и дико популярный на местном рынке Black Nikka 8 YO и Black Nikka SP. 

Nikka Barrels - Jeremie Souteyrat (free of rights until sept 2019).jpg

В результате остались новые невинтажные Yoichi и Miyagikyo, полная линейка бленда Taketsuru (невинтажный, 17 и 21), которая скоро расширится за счёт 25-летнего бленда, и Pure Malt в версиях Black и Red. Разумеется, никуда не делись недавно запущенные Coffey Grain и Coffey Malt, «опора престола» The Nikka 12 YO, From the Barrel, классическая Super Nikka и бленды Rich Blend, Clear Blend и Deep Blend Black Nikka. Цены на все позиции чувствительно поднялись с 1 сентября во всём мире (в Японии Taketsuru 21 скакнул с 10 000 до 15 000 йен). Окончательно перестройка линеек по всему миру должна пройти к Новому году. 
Конечно, успешные и консервативные компании не идут на такие потрясения без серьёзных причин. В данном случае причины хватило всего одной — виски закончился. 15–20 лет назад никто не предполагал такого ураганного спроса на японский виски, поэтому и спиртов на выдержку закладывали не так много, как требуется нынешнему рынку. Неофициально дистиллеры Nikka надеются, что через 5–6 лет они справятся с дефицитом выдержанных спиртов, официально никто ничего не заявляет по причине того же японского этикета: здесь любое публичное предположение считают обещанием, а обещания надо исполнять.
Разумеется, такое решение влечёт за собой неизбежное квотирование зарубежных рынков, особенно по флагманским позициям.
Фан-клуб Taketsuru предчувствует онлайн-аукционы, особенно по поводу самого титулованного 17-летнего, но вряд ли ограниченный спрос повлияет на популярность японского виски: очень всё-таки удачно на Хоккайдо получаются классические молты. 

Yoichi Distillery - Snow Dusk (Official Photo).jpg


История Nikka 

1894 — в Хиросиме родился Масатака Такецуру 
1918 — Такецуру прибыл в Шотландию для изучения процесса производства виски 
1919 — стажировка в Longmorn (Спейсайд), изучил устройство ректификационных колонн Коффи 
1920 — стажировка в Hazelburn (Кэмпбелтаун)
1923— поступил на работу в Kotobukiya Limited (позже Suntory), участвовал в строительстве дистиллерии Ямазаки.
1934 — покидает Kotobukiya и основывает собственную компанию Dainipponkaju Co. Постройка дистиллерии Yoichi
1940 — на свет появился первый Nikka Whisky
1952 — название компании Dainipponkaju Co. меняется на The Nikka Whisky Distilling Co., Ltd
1961 — умирает Рита Такецуру, «мать японского виски». Такецуру, чтобы заглушить боль потери, год работал вместе с сыном и создал Super Nikka как памятник любимой жене 
1963 — первая колонна Коффи импортирована из Шотландии и установлена на заводе «Нисиномия» (Nishinomiya) (в 1999 году все колонны Коффи перевезли на дистиллерию Миягикё) 
1967 — постройка завода в Касива (сегодня только бутилировочная линия)
1969 — постройка дистиллерии Miyagikyo (колонны Коффи, перегонные кубы)
1977 — постройка завода Тотиги (производство зернового виски и выдержка)
1979 — Масатака Такецуру умирает в возрасте 85 лет, управление компанией переходит к его сыну 
1989 — Такэси Такецуру приобретает шотландскую дистиллерию Ben Nevis и таким образом замыкает круг семейной истории
2001 — Best of the Best виски года в Whisky Magazine становится Yoichi 10 YO Single Cask. Нешотландский виски впервые выигрывает высшую награду международного конкурса 
2006 — Yoichi 20 YO назван «лучшим молтом мира» на World Whiskies Awards.
2008 — Yoichi Single Malt 1987 снова становится «лучшим молтом мира» на WWA
2007, 2009, 2010 и 2011 — Taketsuru 21 YO Pure Malt признаётся «лучшим блендом мира» на WWA 
2012, 2014 и 2015 — Taketsuru 17 YO Pure Malt признаётся «лучшим блендом мира» на WWA 

MAP OF JAPAN.jpg
whiskey.jpg







- автор SWN -



                          

- ВЫШЛО ИЗ ПЕЧАТИ -

cover.jpg

- ВИНО НЕДЕЛИ -

Barolo, Aldo Conterno, 2005

ПОДРОБНЕЕ

НОВОСТИ